Владимир Легойда. Церковь, возвышающая голос.
Сборник статей Владимира Легойды
15 марта в культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация новой книги Владимира Легойды «Церковь, возвышающая голос». Это сборник его статьей и интервью о Церкви, государстве и обществе, вышедший в издательстве «Эксмо».
Владимир Легойда – российский церковный и общественный деятель, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патраиархата, профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО, главный редактор журнала «Фома». Его новый сборник состоит из 18 статей, авторских «колонок», а также интервью, большей частью опубликованных ранее на сайтах, в газетах и журналах, в том числе на страницах «Фомы».
Тексты, вошедшие в книгу Владимира Легойды, так или иначе затрагивают множество разнообразных тем: интеллигенция наших дней, памятник князю Владимиру Святому, конформизм, аборты, положение на Украине, ереси, революция, фильм «Матильда», традиционализм и модернизм… Но по большому счёту предмет, вокруг которого сгруппированы все высказывания автора книги, один: диалог Церкви с современным обществом.
На Церковь обрушиваются тысячи вопросов и укоризн: почему священники до сих пор не на баррикадах? Нет, почему епископы до сих пор не в составе правительства? Почему Церковь осуждает то-то? Нет, почему Церковь до сих пор до конца и последовательно не осудила то-то? Какая у Церкви позиция? И какая у Церкви политика?
И Владимир Легойда даёт в своих текстах универсальный код для расшифровки генеральной позиции Церкви: она не может быть ни коммунистической, ни либеральной, ни анархистской, ни какого-либо другого политического «исповедания». Причина состоит в том, что Церковь вообще существует в ином социальном измерении: «К чему призвана Церковь Спасителем? В лице каждого отдельного человека и в лице церковных институций? - задается вопросом автор книги. - Прежде всего обращать Благую Весть к сердцу людей, надеясь на то, что преображённый верой человек преобразит и окружающий мир… У нас нет иного рецепта для государства и общества, чем тот, который оставил нам преподобный Серафим Саровский: “Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи”… Думаю, если бы Серафим Саровский обратился с каким-либо общественным призывом, то за ним, быть может, пошло бы не меньше людей, чем за Лютером. Только последователи Лютера не создали ни идеальной Церкви, ни идеального государства, ни идеального общества, зато пролили много крови в религиозных войнах, навсегда расколовших духовное единство Европы».
Нелепо навязывать Церкви общественное амплуа в духе «она за свободу» или «она против свободы», ведь Церковь всегда стояла за одну истинную разновидность свободы - свободу от греха. Точно так же Церковь - не враг государства, но и не раба его, ибо её суть и задачи принципиально иные, более глубокие, нежели вся политика нашего мира.
«Пульс церковной жизни бьётся там, где совершается Литургия, Евхаристия. И потом преображённый, изменённый человек – медленно меняющийся, возвращающийся к своим старым привычкам, а потом снова преодолевающий их, – он меняет жизнь. Потому что со временем он уже не может грубить, обижать, воровать, обманывать, брать взятки. По крайней мере, он старается этого не делать. И он начинает откликаться на чужую беду. Вот главное, что делает Церковь: она изменяет человека», – говорит представитель Церкви.
Владимир Легойда дает читателям осознать, а больше - почувствовать: у Церкви есть свой, весьма далёкий от политики камертон, с помощью которого она оценивает всё, что происходит в мире. Это камертон евангельский, камертон Христова учения.