Павел Флоренский. Богословские труды.
Богословские труды Павла Флоренского
Философские, богословские и критические труды священника Павла Флоренского, которые изданы Фондом науки и православной культуры священника Павла Флоренского (Сергиев Посад) совместно с обществом памяти игумении Таисии (Санкт-Петербург) в 1921 году, представляют собрание трудов учёного раннего периода его творчества, начиная с 1903 года.
Гениальность учёного и священника Павла Флоренского, его невероятный диапазон учёного понимали уже современники. Уже они называли его «русским Леонардо». Однако это не помешало в 1937 году особой тройке НКВД приговорить отца Павла к высшей мере наказания - расстрелу…
Читать книги Павла Флоренского очень трудно. А неподготовленному читателю и вовсе невозможно понять и осмыслить обилие научных терминов, парадоксально выстроенных фраз. Но право же, стоит хотя бы просто взять в руки том научных работ Флоренского, пролистать страницы, чтобы испытать настоящее потрясение – неужели человеческий разум может столько вместить?
Главные интересы Флоренского лежали в области богословия и философии, однако отличительной чертой его творчества является замечательная эрудиция в сфере различных точных, естественных и гуманитарных наук.
Примечательно простое перечисление одних только сфер преподавательской деятельности, которую вёл отец Павел – оно приведено в статье «Основные направление творчества священника Павла Флоренского» игумена Андроника (Трубачёв), внука отца Павла: «преподавал в Сергиево-Посадской женской гимназии математику и космографию (1908-1909), в Сергиевском институте народного образования – математику, астрономию, историю материальной культуры (1919), в Московском историко-художественном институте музееведения – историю и философию искусств (1920), в Высших художественно-технических мастерских – теорию искусств (1921-1923), в Московском высшем техническом училище – физику (1920), в Московском университете – курс ферросплавов (нач. 1930-х), во Всесоюзном электротехническом институте – электротехническое материаловедение (1932), а будучи в заключении в Сковородинском и Соловецком лагерях, читал лекции по мерзлотоведению, математике, химии и технологии добычи йода и агар-агара из морских водорослей (1933-1937).
«В условиях «новой России», когда не оставалось места для верующих людей, ибо они не вписывались в модель «советского человека», Флоренский продолжал со страхом Божиим служить Церкви и Родине. Он являл образец благочестия и порядочности, трудолюбия и терпения, мужества перед лицом страданий и смерти.
Для верных чад Церкви, живших в годы государственного безбожия, имя отца Павла Флоренского стало символом духовной свободы. Личный пример священника-учёного убеждал в том, что можно быть верующим человеком и в то же время проявлять свою творческую активность в самых разных сферах. Такой пример активной научной и жизненной позиции особенно актуален в наши дни. Он свидетельствует о возможности для христиан в любых условиях быть солью земли и светом миру (см. Мф. 5,13-14), хранить верность евангельской истине» - так отозвался о значении наследия священника Павла Флоренского Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Сердечно благодарим сотрудников Фонда науки и православной культуры священника Павла Флоренского и лично генерального руководителя ККФ «Тонус (г Сергиев Посад) Сергея Бокова за подаренные чеховцам две книги философских, богословских и критических трудов священника Павла Флоренского. Обращаем внимание читателей, что обе книги переданы в библиотеку Зачатьевского храма г. Чехова, где их можно взять для чтения.